Адрес:

223610, г. Слуцк, ул. Ленина, 189

Телефон приемной:                      Факс приемной:

+375 (1795) 7-50-92                      +375 (1795) 7-59-92

Режим работы

x

Режим работы
Понедельник-пятница
с 8.30 до 17.30,
обед с 13.00 до 14.00
Суббота-воскресенье - выходной

Прием обращений граждан и представителей юридических лиц осуществляется в каб. 102 в понедельник – пятницу с 8.00 до 17.30, обед с 13.00 до 14.00, суббота-воскресенье – выходные дни

График приема заявлений по осуществлению административных процедур службой «одно окно»

структурными подразделениями райисполкома

Телефон «горячей линии» райисполкома: 7-50-05

Единый телефонный номер
справочной службы «одно окно» - 142

Е-mail: info@slutsk.gov.by (для деловой переписки)

Вопрос-ответ

ВОПРОС:        Какие права и обязанности у арендаторов и собственников земли?

ОТВЕТ:            ПРАВА землепользователей определены в статье 69 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле). 

Общие права всех землепользователей, арендаторов, собственников:

     землепользователи в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право:

     самостоятельно осуществлять землепользование;

     возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения);

     проводить в установленном законодательством порядке мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты;

     на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута;

     добровольно отказаться от земельного участка;

    требовать установления или прекращения земельного сервитута.

     Собственники земельных участков кроме прав, указанных выше, имеют право на возмещение им стоимости земельных участков, изымаемых для государственных нужд, совершать сделки с земельными участками (купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, ипотеки) с учетом требований Кодекса о земле и иных законодательных актов. 

     Собственники земельных участков и землепользователи, у которых земельные участки находятся на праве пожизненного наследуемого владения, имеют также право передавать земельные участки по наследству гражданам.

     Арендаторы земельных участков, за право заключения договоров аренды которых взималась плата, вправе, если иное не установлено законодательными актами, в пределах срока договора аренды земельного участка:

     предоставлять арендованный земельный участок в субаренду;

     передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другому лицу;

   использовать право аренды земельного участка в качестве предмета залога и вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ.

          Землепользователи земельного участка, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в их общей долевой собственности, осуществляют права, предусмотренные статьей 69, пропорционально своим долям в праве собственности на капитальные строения (здания, сооружения) либо долям в праве общей собственности на общее имущество совместного домовладения.
     Землепользователи земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на основании решения Минского городского, городских (городов областного, районного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков одновременно с использованием указанных земельных участков по установленному целевому назначению использовать их с соблюдением законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности без изменения их целевого назначения и без осуществления реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и квартир в их составе, нежилых построек для ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предпринимательской деятельности.

     Землепользователи имеют и иные права, предусмотренные законодательством.

     В соответствии со статьей 71 Кодекса о земле нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в соответствии с Кодексом о земле и иными актами законодательства.

     Решения государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательными актами.

       ОБЯЗАННОСТИ землепользователей определены в статье 70 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле).

     Землепользователи обязаны: использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков (указаны в решении государственного органа о предоставлении земельного участка);
    осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные частью первой статьи 89 Кодекса о земле (благоустраивать и эффективно использовать землюземельные участки;

     сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель; защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий; 

     предотвращать зарастание земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками; восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли; снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством);
     своевременно вносить плату за пользование земельными участками;
     соблюдать установленные сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков;
     не нарушать права иных землепользователей;
     возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;
     соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе условия земельного сервитута.

     Сроки выполнения землепользователем условий отвода земельного участка, в том числе обращения за государственной регистрацией в отношении этого земельного участка, могут быть продлены соответствующими местными исполнительными комитетами путем принятия в установленном порядке решения на основании заявления землепользователя, поданного до истечения срока совершения указанных действий, но не ранее чем за два месяца до их истечения, при наличии уважительной причины, препятствующей выполнению условий отвода (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина).

     Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение шести месяцев, а гражданин в течение одного года со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязаны приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления.

     Приступить к занятию земельного участка означает начать строительство <*>, иное освоение земельного участка <**>.

<*> Под началом строительства понимается осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, в том числе в отношении нежилых построек на придомовой территории на земельном участке, предоставленном для целей, связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).

<**> Под началом иного освоения земельного участка понимается осуществление комплекса работ в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления земельного участка, если земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).

     Пользователи земельных участков к моменту прекращения права временного пользования земельным участком, предоставленным для огородничества, строительства (установки) временного индивидуального гаража, обязаны снести за свой счет возведенные на нем временные строения.

     При отчуждении капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе входящих в состав предприятий как имущественных комплексов, землепользователи обязаны в установленном законодательством порядке обратиться за осуществлением регистрационных действий в отношении соответствующих земельных участков, необходимых для обслуживания этих капитальных строений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

     Землепользователи земельного участка, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в их общей долевой собственности, осуществляют обязанности, пропорционально своим долям в праве собственности на эти капитальные строения (здания, сооружения) либо долям в праве общей собственности на общее имущество совместного домовладения.

     При приобретении капитальных строений, жилых домов ограждение земельных участков должно быть установлено согласно правоудостоверяющим документам на земельный участок (смотрите план границ земельного участка, прилагаемый к свидетельству о государственной регистрации земельного участка)

     Сохранность межевых знаков: границы земельного участка, установленные на местности, закрепляются межевыми знаками. Ответственность за уничтожение, повреждение либо самовольный перенос межевых знаков влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 б.в.

ОТДЕЛ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА СЛУЦКОГО РАЙИСПОЛКОМА ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ:

   Статьей 23.41 предусмотрено наложение штрафа за самовольное занятие земельного участка в размере: на гражданина - от 10 до 30 б.в., на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 б.в., а на юридическое лицо - от 50 до 300 б.в.

     Гражданам, которые самовольно заняли земельные участки, возвели строения на них, необходимо, не дожидаясь принятия решения райисполкома о возврате самовольно занятого земельного участка и сносе самовольной постройки, позаботится о судьбе самовольного строения самостоятельно.

   Снос самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования состояние будет осуществлено коммунальной организацией города с взысканием затрат за произведенные работы с нарушителя в судебном порядке. 

 

ВОПРОС:        Какая предусмотрена административная ответственность за нарушение земельного законодательства

ОТВЕТ:            Статья 15.6. Нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению

           Нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от тридцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати пяти до пятисот базовых величин.

Статья 15.10. Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране

  1. Неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами, –

влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.

  1. Нарушение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель, либо нарушение порядка консервации деградированных сельскохозяйственных земель, либо невыполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной, ветровой эрозии или других процессов разрушения, либо невыполнение иных требований по охране земель –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин.

  1. Нецелевое использование предоставленного земельного участка –

влечет наложение штрафа от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

Статья 15.12. Самовольное отступление от схем или проектов землеустройства

Самовольное отступление от схем или проектов землеустройства, утвержденных в установленном порядке, –влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.

Статья 15.13. Уничтожение либо повреждение межевых знаков

Уничтожение либо повреждение межевых знаков, а также самовольный их перенос –влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Статья 15.14. Самовольное производство изыскательских работ

Самовольное производство изыскательских работ –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

Статья 15.15. Невыполнение требований по эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений

Невыполнение требований по эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 15.16. Нарушение установленного порядка производства топографо-геодезических и картографических работ

  1. Нарушение установленного порядка производства топографо-геодезических и картографических работ, а также сбора, учета, хранения, размножения или использования материалов и данных, полученных в результате проведения таких работ, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
  2. Непередача в установленный срок в Государственный картографо-геодезический фонд Республики Беларусь копий материалов и данных, созданных в результате топографо-геодезических и картографических работ, –влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 15.17. Уничтожение либо повреждение геодезических пунктов и маркшейдерских знаков или наблюдательных режимных скважин

Уничтожение либо повреждение постоянных геодезических пунктов, маркшейдерских знаков или наблюдательных режимных скважин на подземные воды –влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

 

Статья 15.61. Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране

  1. Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране лицом, обязанным представлять такие сведения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

  1. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 23.77. Невыполнение обязанности по обращению за государственной регистрацией в отношении объектов недвижимого имущества

  1. Невыполнение приобретателем жилого дома в сельском населенном пункте по договору купли-продажи, мены, дарения, зарегистрированному в сельском исполнительном комитете, обязанности по обращению за государственной регистрацией прав на земельный участок и жилой дом в установленный законодательными актами срок –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

  1. Неисполнение обязанности по обращению за государственной регистрацией в отношении возведенного капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения или незавершенного законсервированного капитального строения в установленный законодательными актами срок –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до ста базовых величин.

Статья 23.41. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до трехсот базовых величин.

Статья 23.42. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель

Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.

 

ВОПРОС:        Во всем мире стремительно развивается электронная коммерция - все больше покупок совершается через сеть «Интернет», растет число всевозможных онлайн-сервисов и услуг. Наряду с несомненными преимуществами и удобством дистанционных способов продаж и обслуживания все более актуальными становятся вопросы правовой защиты потребителей в этой сфере. Что нужно знать гражданину, совершая покупку через “Интернет”?

 

ОТВЕТ:           На сегодняшний день торговля по образцам с использованием сети Интернет регулируется:

•        Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»;

•        Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»;

•        Правилами продаж отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденных постановлением Совмина Республики Беларусь от  22 июля 2014 г. № 703.

При реализации потребителю товаров (выполнении работ, оказании услуг) по образцам, описаниям товаров (работ, услуг), содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует таким образцам, описаниям, а также требованиям законодательства, технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского экономического союза.

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (результат работы, услуга) при установленных условиях использования товара (результата работы, услуги), хранения, транспортировки и утилизации товара (результата работы) был безопасен для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды.

При реализации потребителю товаров (выполнении работ, оказании услуг) по образцам, описаниям товаров (работ, услуг), содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, продавец (исполнитель) должен предоставить потребителю до момента заключения договора:

-  информацию о  наименовании товара (работы, услуги);

-  цену и условия оплаты товаров (работ, услуг);

-  дату изготовления,гарантийный срок, если он установлен;

- наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя, продавца (исполнителя), а также при наличии - организации, осуществляющей деятельность по ввозу товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации на территории Республики Беларусь, представителя, ремонтной организации; если изготовителем (продавцом, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель либо ввоз товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации на территории Республики Беларусь был осуществлен индивидуальным предпринимателем, - фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя;

- страну происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения (местом жительства) изготовителя;

-иные сведения, которые в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза или соответствующими договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе потребителя.

Если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.

При совершении покупок посредством сети Интернет, следует помнить всегда о следующих моментах:

- если на интернет-сайте указано, что для приобретения товара необходимо произвести предоплату, особенно с использованием электронных денег, или посредством перевода денежных средств через банковскую карточку, выданную на имя частного лица, то следует понимать, что данная сделка является опасной;

- отсутствие контактной информации и сведений о продавце, то данный интернет-магазин может представлять собой опасность для потребителя;

-  если в описании товара присутствуют явные несоответствия, следует осторожно отнестись к подобному объявлению;

- если в процессе совершения покупки менеджер начинает торопить Вас с покупкой данного товара, а также настаивать на быстрой оплате, ссылаясь на то, что данная цена действует только в течение нескольких дней, то следует также обратить свое внимание на данное поведение и трезво оценивать ситуацию;

- при приобретении товара (оказании работы, услуги) внимательно ознакомьтесь с информацией о товаре (работы, услуги), которая должны быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.);

- при приобретении товара (оказании работы, услуги) требуйте чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения;

- при приобретении некачественноготовара (оказании работы, услуги), потребитель вправе потребовать по своему выбору: замены товара на качественный товар, безвозмездного ремонта, устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), соразмерного уменьшения цены товара (выполненной работы, оказанной услуги), либо возврата денег.

Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы торгового объекта (объекта обслуживания), продавца (исполнителя), осуществляющего торговлю (выполняющего работы, оказывающего услуги) без (вне) торгового объекта (объекта обслуживания).

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги).

 

ПОМНИТЕ! Всегда внимательно читайте договор оказания работы (услуги). Ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что Вы согласились со всеми условиями договора.

 

ВОПРОС: Что нужно знать, покупая товары легкой промышленности?

 

ОТВЕТ:           Типичными нарушениями при реализации товаров легкой промышленности (включая товары для детей) являются:

  • отсутствие полной идентификации продукции;
  • недостоверная маркировка товара;
  • отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность;
  • предъявление фальсифицированных копий документов;
  • несоответствие по показателям безопасности «гигроскопичность» и «воздухопроницаемость»;
  • неустойчивость окраски к стирке, сухому трению;
  • в изделиях для новорожденных и бельевых изделиях для детей в возрасте до года декоративные элементы выполнены из синтетических материалов и непосредственно контактируют с кожей ребенка; соединительные швы с обметыванием срезов в бельевых изделиях выполнены на изнаночную сторону;
  • в детской обуви не соблюдена высота каблука, применена недопустимая подкладка из текстильных материалов с вложением химических волокон более 20 %, в туфлях ясельных применена открытая пяточная часть.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!

Согласно требованиям ТР ТС 017/2011 маркировка продукции легкой промышленности должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации.

При совершении покупки необходимо убедиться в наличии обязательной информации на русском или белорусском языке на товаре (этикетке, прикрепляемой к товару, товарном ярлыке), а именно: о наименовании изготовителя и/или продавце, дате изготовления, составе сырья, адресе (местонахождении) продавца, адресе (местонахождении) изготовителя, едином знаке обращения продукции на рынке стран-членов Таможенного Союза (ЕАС) и др.

При эксплуатации одежды и других текстильных изделий следует обращать внимание на символы, инструкции по особенностям ухода за изделиями  в процессе эксплуатации и другие обозначения.

Продавец обязан по требованию потребителя предоставить ему документы, подтверждающие качество товара.

Не допускаются на товаре указание «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные утверждения без документов, подтверждающих достоверность данной информации.

Каждый потребитель при покупке товаров должен внимательно относиться к выбору, изучая информацию об условиях предоставления скидок, проведения акций либо информацией следующего содержания: «последний день акции», «ликвидация склада/магазина», «тотальная распродажа», и других уловках недобросовестных субъектов и не забывать о своих правах.

 

Полезная информация для потребителей

На официальном сайте Госстандарта размещены реестры, где потребители могут получить информацию о выданных сертификатах соответствия, опасной продукции и т.д.:

 

ВОПРОС:        Как правильно заключать договор об оказании услуг (выполнении работ)?

 

ОТВЕТ:           Информация в документе, подтверждающем заказ (договоре на оказание услуги), предусмотрена пунктом 11 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.04.2015г. № 268 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004г. № 1590», должна содержать:

наименование документа;

наименование (фирменное наименование) и место нахождения исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель – его фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию;

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, контактный телефон потребителя;

наименование оказываемой бытовой услуги;

тариф на оказываемую бытовую услугу, предварительную стоимость заказа в отношении услуг по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств в белорусских рублях. Указание тарифа (предварительной стоимости) в белорусских рублях и иностранной валюте допускается в установленных законодательством случаях оказания услуг за иностранную валюту;

дату оформления заказа и планируемый срок оказания бытовой услуги;

наименование, описание, количество и стоимость материала (изделия), переданного потребителем для оказания бытовой услуги;

стоимость материала исполнителя, используемого при оказании бытовой услуги, если такая стоимость не включена в тариф на оказываемую бытовую услугу;

процент износа изделия, принимаемого в ремонт (за исключением электробытовых товаров, металлических изделий, мебели, механических транспортных средств), химическую чистку, для окраски и (или) интенсификации цвета, в стирку;

гарантийный срок на оказанную услугу (за исключением услуг по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, гарантийный срок на которые оформляется в соответствии с пунктом 107 настоящих Правил);

другие сведения, связанные со спецификой оказываемой бытовой услуги;

подписи исполнителя и потребителя.

Документ, подтверждающий заказ, оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается потребителю, а другой остается у исполнителя.

Заказ на оказание бытовых услуг по методу самообслуживания, услуг парикмахерских, бань и душевых может выполняться без оформления документа, подтверждающего заказ.

Заказ на оказание бытовых услуг, выполняемых в присутствии потребителя или в соответствии с условиями и требованиями, размещенными исполнителем в удобном для обозрения потребителем месте, и не требующих индивидуального подхода, срочных услуг, услуг фотоателье, фото- и кинолабораторий, по ремонту обуви, выполнению мелкого ремонта швейных и трикотажных изделий, ремонту часов, почасовому прокату может выполняться без оформления документа, подтверждающего заказ, путем выдачи потребителю жетона, талона или иного документа (знака), позволяющего идентифицировать заказ.

Исполнитель обязан выдать потребителю платежный документ, а при отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством, кассового оборудования – квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, информация об изготовлении и реализации бланка которой включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, подтверждающую оплату бытовой услуги.

НАПОМИНАЕМ:

- при приобретении товара (оказании работы, услуги) внимательно ознакомьтесь с информацией о товаре (работы, услуги), которая должна быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.);

- при приобретении товара (оказании услуги, выполнении работ) требуйте чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения;

- при приобретении некачественного товара (оказания услуги выполнения работ), потребитель вправе потребовать по своему выбору: замены товара на качественный товар, безвозмездного ремонта, устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), соразмерного уменьшения цены товара (выполненной работы, оказанной услуги), либо возврата денег.

Всегда внимательно читайте договор оказания работы (услуги). Ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что Вы согласились со всеми условиями договора.

 

ВОПРОС:        Как физическому лицу получить разрешительную документацию на возведение одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке?

 

ОТВЕТ:           В соответствии с подпунктом 4.6 пункта 4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007г. № 223 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 785) (далее – Положение), гражданин обращается в исполком с заявлением, в котором указываются местонахождение земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем (при их наличии), планируемые параметры и технические характеристики объектов строительства и инженерно-технического оборудования и необходимый состав разрешительной документации на строительство в соответствии с вышеуказанным подпунктом Положения.

 

К заявлению прилагаются иные документы, предусмотренные законодательством об административных процедурах.

 

Исполком самостоятельно запрашивает документы, удостоверяющие право на земельный участок, и о государственной регистрации объекта недвижимости, расположенного на нем (при его наличии). Данные документы могут быть представлены гражданином самостоятельно.

 

Исполком в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления при наличии всех вышеуказанных документов поручает отделу архитектуры и строительства Слуцкого райисполкома подготовить разрешительную документацию на строительство в составе, указанном в заявлении гражданина.

Далее отдел архитектуры и строительства в течение 2 рабочих дней со дня получения поручения исполкома направляет запросы в организации в соответствии с объектным перечнем организаций, выдающих технические условия, для получения необходимой информации. Указанные организации в течение 7 рабочих дней со дня поступления запросов направляют в отдел архитектуры и строительства технические условия, подготавливаемые ими на безвозмездной основе.

В течение 10 рабочих дней после получения информации отдел архитектуры и строительства подготавливает и передает в исполком проект разрешительной документации на строительство в составе, указанном в заявлении гражданина.

Исполком в течение 5 рабочих дней после получения вышеуказанных документов, но не позднее одного месяца со дня подачи гражданином заявления принимает соответствующее решение и выдает гражданину разрешительную документацию на строительство в составе, указанном в этом заявлении.

 

ВОПРОС:    Как правильно высадить зеленые насаждения на своем приусадебном участке?

 

ОТВЕТ:        В соответствии с действующими нормами технического кодекса установившейся практики растения в зависимости от их высоты следует размещать от границ соседнего участка на расстоянии не менее:

— высокорослые (высотой более 3 м) — 3 м;

— среднерослые (высотой до 3 м) — 2 м;

— низкорослые (высотой до 2 м) — 1 м.

В зоне 1 м до границы участка допускается размещение газона и цветочных растений высотой до 1 м.

Такжепо взаимному согласию домовладельцев (совладельцев) соседних (смежных) участков, оформленных в установленном законодательством порядке, допускается:

производить посадку деревьев и кустарников на расстоянии менее вышеуказанных от установленной (геодезически) границы участка, если они будут располагаться по отношению к соседнему участку с северной, северо-западной или северо-восточной стороны;

устраивать живую изгородь по установленной границе, разделяющей участки из декоративных зеленых насаждений и ягодных кустарников, с учетом планировочных ограничений, связанных с прохождением инженерных коммуникаций.

 

ВОПРОС:        Как оформить самовольное строительство на своем участке?

 

ОТВЕТ:           Стоит отметить, что определение термина «самовольное строительство» дается в статье 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – Статья). И это деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:

1 случай: на самовольно занятом земельном участке;

2 случай: на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение;

3 случай: без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.

Самовольное строительство должно быть незамедлительно приостановлено.

Согласно Статьи под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта.

Для того чтобы узаконить самовольную постройку гражданин должен обратиться в службу «одно окно» Слуцкого райисполкома в случае нахождения участка на территории города Слуцка или в соответствующий сельисполком в случае нахождения самовольной постройки в сельском населенном пункте. В местный исполком гражданин подает заявление и документы в соответствии с пунктом 9.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

В целях принятия решений по самовольным постройкам исполкомом создана постоянно действующая комиссия, которая в срок до 5 дней изучает документы, обследует самовольную постройку и составляет заключение, которое подписывается всеми членами комиссии.

Местным исполнительным и распорядительным органом принимается одно из следующих решений:

- о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель (в 1 случае).

Во 2 случае самовольного строительства:

- о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий.

        - о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий.

При 3 случае:

- о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) – если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил. В случае, если продолжение строительства возможно только на основании проектной документации, продолжение строительства осуществляется после разработки, согласования и утверждения в установленном законодательством порядке проектной документации.

- о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий – если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил;

- о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий – если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.

Признание судом права собственности на самовольную постройку является основанием для принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) и о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель.

Снос самовольной постройки, приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние или приведение самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние на основании вступившего в силу решения местного исполнительного и распорядительного органа выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, либо законным приобретателем, либо за счет таких лиц.

 Взыскание затрат на осуществление сноса самовольной постройки или приведение постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние, приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние производится в судебном порядке.

Следует также отметить, что за самовольное строительство предусмотрено административное взыскание в виде штрафа согласно статье 21.12 Административного кодекса Республики Беларусь.

 

ВОПРОС:        Возник земельный спор со смежным землепользователем по границе земельного участка. Куда можно обратиться за его разрешением?

 

ОТВЕТ:           Согласно статье 92 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные споры, разрешаются областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией и (или) в судебном порядке.

Земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются только в судебном порядке.

 

ВОПРОС:        Как оформить правоудостоверяющие документы на земельный участок?

 

ОТВЕТ:           Согласно п.32 Положения о порядке изъятия и предоставлении земельных участков, утвержденного УКАЗом ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»

Гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка, обращается в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением.

В заявлении указываются:

данные, содержащие идентификационные сведения о гражданине;

цель, для которой испрашивается земельный участок;

вещное право на испрашиваемый земельный участок;

намечаемое место размещения земельного участка и его примерная площадь;

источники возмещения убытков, если это связано с предполагаемым изъятием земельного участка у землепользователя;

площадь всех земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности гражданина либо арендуемых им (в случае, когда земельный участок испрашивается для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства).

Местный исполнительный комитет в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает заявление гражданина о выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок, сообщает гражданину о результатах рассмотрения его заявления и при отсутствии основания для отказа в выдаче правоудостоверяющего документа поручает организации по землеустройству либо иному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, выполняющим работы по установлению границы земельного участка на местности, выполнить работы по установлению границы предоставленного земельного участка на местности по фактическому пользованию с учетом правоудостоверяющих документов, выданных смежным землепользователям.

Установление границы такого земельного участка на местности и оформление землеустроительного дела производятся в порядке, определенном Государственным комитетом по имуществу, за счет средств гражданина в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня оплаты этих работ. Принятие местным исполнительным комитетом при необходимости решения о предоставлении гражданину земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

 

ВОПРОС:         Имеет ли право наниматель потребовать от сотрудника свидетельство о расторжении брака?

 

ОТВЕТ:           Не имеет.

При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:

1) документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

3) диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;

5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);

6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Прием на работу без указанных документов не допускается.

В то же время запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством Республики Беларусь (статья 26 Трудового кодекса Республики Беларусь).

 

ВОПРОС:        Кто имеет право на получение пособия по уходу за инвалидом?

 

ОТВЕТ:           Положение о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2006 № 1149 (далее – Положение), определяет условия и порядок назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста. В соответствии с пунктом 2 Положения право на пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе, имеют лица, достигшие 16 лет, но не старше 65 лет – мужчины, 60 лет – женщины, неработающие, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, осуществляющие постоянный уход за нетрудоспособными гражданами.

Под термином «постоянный уход» понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает один и более раз в сутки.

 

ВОПРОС:        Кто и на каких условиях имеет право на досрочное пенсионное обеспечение по Закону Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»?

 

ОТВЕТ:           Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, производится в соответствии с пенсионным законодательством Республики Беларусь с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон).

В соответствии со статьей 32 Закона пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначаются со снижением возраста, установленного статьей 11 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»:

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году - на 10 лет;

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне), при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) - на 5 лет.

Согласно пункту 26 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777, время работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны: период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка.

 

ВОПРОС:        Семейный капитал: на какие цели и когда можно использовать средства семейного капитала?

 

ОТВЕТ:           Семейный капитал введен в Беларуси с 1 января 2015 г. Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» (далее – Указ).

Указом установлено 5 направлений использования средств семейного капитала: улучшение жилищных условий, получение образования, получение услуг в сфере социального обслуживания и здравоохранения, формирование накопительной (дополнительной) пенсии матери (мачехи) в полной семье, родителя в неполной семье.

Право на распоряжение средствами семейного капитала по указанным направлениям предоставляется по истечении 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением, усыновлением (удочерением) которого семья приобрела право на назначение семейного капитала.

Досрочно средства семейного капитала могут расходоваться только на получение членом (членами) семьи платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения, в порядке и по перечню, определяемым Министерством здравоохранения.

 

ВОПРОС:        Какие категории семей имеют право на получение субсидий по Указу № 240?

 

ОТВЕТ:           В соответствии с Указом № 240, субсидии предоставляются на:

уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным в любом коммерческом банке;

погашение части основного долга по таким кредитам.

Право на получение субсидии на уплату части процентов предоставляется состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий:

гражданам, имеющим право на получение государственной поддержки согласно Указу Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 года № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»;

прокурорским работникам, гражданам из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности  или штата работников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), имеющим не менее 5 календарных лет выслуги на службе в органах прокуратуры.

Право на получение субсидии на погашение основного долга совместно с получением субсидии на уплату части процентов имеют:

многодетные семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей;

молодые семьи из числа лиц, имеющих право на получение государственной поддержки согласно Указу Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 года № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», относящиеся к малообеспеченным гражданам на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов, - при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования.

По данному указу субсидии предоставляются только на договора по коммерческим кредитам, полученным на строительство и реконструкцию жилых помещений.

 

ВОПРОС:        Какой срок обращения чеков «Имущество»?

ОТВЕТ:           Срок обращения чеков «Имущество» продлен до конца 2020 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 года № 134 срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» продлен по 31 декабря 2020 г.  (постановление вступает в силу с 1 июля 2019 г.).

В течение указанного срока гражданам Республики Беларусь предоставляется возможность обменять принадлежащие им чеки «Имущество» на акции открытых акционерных обществ, находящиеся в собственности государства, в целях реализации права на безвозмездное получение части государственного имущества. Следует отметить, что многие жители Минской области до настоящего времени такое право не реализовали.

Комитет государственного имущества Минского облисполкома информирует, чтов подразделениях ОАО «АСБ Беларусбанк», обслуживающих Минскую область, к обмену на чеки «Имущество» предлагаются акции 35 акционерных обществ как регионального, так и республиканского значения, в числе которых предприятия промышленного и строительного комплексов, транспорта и иные.

Для осуществления обмена чеков на акции необходимо обратиться в любое подразделение ОАО «АСБ Беларусбанк», выполняющее данную операцию, с паспортом и сертификатом чеков «Имущество» (поиск ближайшего отделения можно осуществить на официальном сайте банка www.belarusbank.by по соответствующему региону и услуге «операции с чеками «Имущество»). Утерянный сертификат может быть восстановлен банком (услуга платная). Обмену на акции подлежат чеки, начисленные лично (без ограничения), а также переоформленные от близких родственников (в сумме не более 250 чеков).

Подробную информацию об обмене можно получить в отделениях банка и на его официальном сайте по адресу https://belarusbank.by/ru/fizicheskim_licam/33357/28809/1776, а также
в комитете государственного имущества Минского облисполкома по телефонам (8017) 500-45-13, 220-50-85, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности обществ и величине выплачиваемых дивидендов размещены на Едином портале финансового рынка www.portal.gov.by.